Нормативы отчислений в резерв по сомнительным долгам. Особенности начисления резерва. Определимся с понятиями
Резерв по сомнительным долгам позволяет организациям равномерно учитывать расходы, которые возникают с необходимостью списания не погашенной вовремя "дебиторки"
. Правила его формирования установлены ст. 266 Налогового кодекса. По большому счету, из положений данной нормы не следует, что создание "сомнительного" резерва нужно отражать в учетной политике организации. Вместе с тем представители Минфина России настаивают на обратном (Письмо от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594). Более того, они отмечают, что в соответствии со ст. 313 Налогового кодекса изменения в учетную политику при смене применяемых методов учета могут быть внесены только с начала налогового периода. Тем самым накладывается запрет на создание резерва по сомнительным долгам внутри налогового периода, разве что этому не поспособствует вступление в силу каких-либо поправок в налоговое законодательство.
Утверждение чиновников представляется довольно спорным, поскольку, как было отмечено, подобных ограничений Налоговый кодекс в отношении данного вида резерва не предусматривает. На это обращают внимание и судьи (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. по делу N А56-12980/2007, от 15 октября 2007 г. по делу N А56-26468/2006, ФАС Уральского округа от 22 декабря 2005 г. N Ф09-5913/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2008 г. по делу N А79-3573/2007).
Вместе с тем есть компромиссный вариант решения проблемы, который позволяет учесть пожелание представителей Минфина без ущерба интересам предприятия. Он заключается в том, что организация закрепляет в своей учетной политике решение о создании резерва по сомнительным долгам, отдельно прописав, что он формируется в случае, если на конец отчетного (налогового) периода размер неоплаченной "дебиторки" превысит определенную величину. Тогда при наступлении "страхового случая" сформировать резерв можно будет, не дожидаясь начала нового налогового периода.
Отметим, что периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль (I квартал, полугодие, 9 месяцев или месяц, два месяца и т.д.).
Три признака сомнительного долга
Из названия резерва следует, что он позволяет накапливать расходы лишь в отношении сомнительных долгов. А таковые должны одновременно отвечать трем условиям (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Во-первых, сомнительной признается лишь задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров
(выполнением работ, оказанием услуг). На этом основании в резерв нельзя включить долги по договору займа или уступки прав требования (Письмо Минфина России от 12 мая 2009 г. N 03-03-06/1/318). Кроме того, финансовое ведомство не раз указывало на то, что этому признаку не отвечают суммы штрафных санкций за нарушение условий договора. Обоснование в данном случае довольно простое - такого рода поступления относятся к внереализационным доходам (Письма Минфина России от 5 мая 2006 г. N 03-03-04/2/129, от 23 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/612). К сомнительной не относится и задолженность по предоплате в счет поставки товаров, которую продавец так и не произвел. Такого мнения придерживаются как чиновники (Письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. N 03-03-06/1/398), так и судьи (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. N Ф04-5218/2007(36844-А67-37), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 24 октября 2007 г. N 13279/07). Что касается "дебиторки" по арендным или лизинговым платежам, то ее можно отнести к разряду "сомнительной", только если данные поступления организация учитывает как доходы от реализации, а сдача имущества в аренду (лизинг) является одним из основных видов ее деятельности согласно учредительным документам (Письма Минфина России от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/594, N 03-03-06/2/145).
Во-вторых, в резерве есть место только для задолженности, которая не оплачена в сроки, установленные дог
овором. Иными словами, если согласно контракту покупатель должен перечислить денежные средства за поставленный ему товар 13 декабря, то его долг становится сомнительным начиная с 14 декабря. Здесь нельзя не отметить, что договор может и не содержать конкретный срок исполнения обязательств. Однако данное обстоятельство не мешает признать долг перед организацией сомнительным. В частности, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 8 мая 2008 г. по делу N А12-10217/07 и Северо-Кавказского округа от 4 мая 2009 г. по делу N А32-15410/2008-59/155 сказано, что момент переквалификации "дебиторки" в таких ситуациях можно определить на основании закона, иных правовых актов, обычаев делового оборота, других условий или существа обязательства. При этом судьи ссылались на положения п. 2 ст. 314 и п. 1 ст. 486 Гражданского кодекса.
В-третьих, к сомнительной нельзя отнести задолженность, если она обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией
.
Прежде чем вплотную заняться формированием резерва по сомнительным долгам, необходимо провести инвентаризацию имеющейся задолженности. Пункт 4 ст. 266 Налогового кодекса требует сделать это на последнее число отчетного (налогового) периода.
Внимание! Размер сомнительного долга определяется с учетом суммы НДС (Письмо Минфина России от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/517, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2005 г. N 6602/05).
Расчет размера отчислений в резерв
Переходим к следующему этапу. Всю сомнительную "дебиторку" по итогам инвентаризации нужно поделить на три группы
в зависимости от того, насколько затянулась оплата товара (работ, услуг). Соответственно по каждой из них определяется процент отчислений в резерв
:
1) сомнительная задолженность, с момента возникновения которой прошло менее 45 календарных дней, при определении суммы резерва не учитывается (нулевой процент отчислений);
2) если с даты, установленной в договоре для оплаты товаров, прошло от 45 до 90 дней, резервируется 50 процентов долга;
3) в полном объеме в резерв включается "дебиторка", о погашении которой покупатель "забыл" более чем на 90 календарных дней.
Далее требуется рассчитать предельную сумму отчислений в резерв. Она не может превышать 10 процентов от выручки компании за отчетный (налоговый) период, определяемой в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса. Причем выручка в данном случае берется без НДС. Кроме того, налогоплательщикам ничто не мешает уменьшить данный лимит. В частности, в Письме Минфина России от 12 ноября 2009 г. N 03-03-06/1/745 чиновники отметили, что Налоговым кодексом закреплен только максимальный порог в 10 процентов.
Полученный результат осталось сравнить с расчетной суммой отчислений.
Пример.
По состоянию на 31 декабря 2010 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за 2010 г. ООО "Ромашка" выявило следующие сомнительные долги:
- задолженность заказчика за выполнение работ в размере 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб., срок платежа по договору - 9 августа 2010 г. (долг N 1);
- задолженность покупателя N 1 за поставленные товары в размере 177 000 руб., в том числе НДС - 27 000 руб., срок платежа по договору - 15 октября 2010 г. (долг N 2);
- задолженность покупателя N 2 за поставленные товары в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб., срок платежа по договору - 27 декабря 2010 г. (долг N 3).
Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) по итогам 2010 г. составила 2 345 000 руб. (без НДС).
Рассчитаем сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам в указанном выше порядке.
Определим сумму отчислений в резерв в разрезе по каждому долгу.
Рассчитаем предельную сумму отчислений в резерв:
2 345 000 руб. x 10% = 234 500 руб.
Сравниваем расчетную и предельную сумму отчислений. Поскольку 234 500 руб. превышает 206 500 руб., то есть мы не вышли за лимиты, то в резерв включаем 206 500 руб.
Окончательная сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Отдельно следует упомянуть о долгах контрагентов, перед которыми у организации имеется кредиторская задолженность. При таких обстоятельствах "дебиторка" может учитываться в составе резерва лишь в той части, которая превышает имеющуюся кредиторскую задолженность (Письмо Минфина России от 6 августа 2010 г. N 03-03-06/1/528). Дело в том, что обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК РФ). Причем для зачета достаточно заявления лишь одной стороны. Иными словами, налогоплательщик вправе в одностороннем порядке зачесть дебиторскую и кредиторскую задолженность перед одним и тем же контрагентом. На этом основании чиновники и решили, что просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной "кредиторки" перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом. То есть в резерв можно включить лишь "излишек".
Вместе с тем зачет взаимных требований возможен только в том случае, если эти требования однородны (ст. 410 ГК РФ). Иногда законодательство и вовсе запрещает его осуществлять (например, в делах о банкротстве). Из этого следует вывод: в случае, когда провести зачет в соответствии с законодательством не представляется возможным, "дебиторку" можно включить в состав резерва, не уменьшая ее на сумму имеющейся кредиторской задолженности.
Порядок использования резерва
За счет резерва по сомнительным долгам организация списывает "дебиторку", которая признается безнадежной
(нереальной к взысканию
). Условия, при соблюдении которых долг переходит в категорию безнадежного, прописаны в п. 2 ст. 266 Налогового кодекса:
1) истек срок исковой давности;
2) обязательство должника прекращено:
- из-за невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- в связи с ликвидацией организации.
Если имеются сразу несколько из перечисленных оснований (например, имеют место истечение срока давности и ликвидация должника), долг признается безнадежным в том налоговом (отчетном) периоде, в котором возникло первое из них. Об этом, в частности, сказано в Письме Минфина России от 28 марта 2008 г. N 03-03-06/4/18.
Общий срок исковой давности составляет три года, в этом ключе становится понятен смысл создания резерва по сомнительным долгам. Организация, которая его не формирует, сможет списать задолженность своих контрагентов, лишь когда она в установленном порядке будет признана безнадежной. Очевидно, что наличие "сомнительного" резерва позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль гораздо быстрее. А когда долг перейдет в разряд безнадежных, то его сумма будет списана за счет "зарезервированных" средств.
Правда, тут тоже не все так гладко. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы резерва (п. 5 ст. 266 НК РФ). И только не покрытая резервом сумма долга включается во внереализационные расходы. Вместе с тем Минфин России считает, что списывать за счет резерва можно только те безнадежные долги, суммы которых непосредственно участвовали в его формировании (Письма от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/283, от 5 марта 2010 г. N 03-03-06/1/117).
Важен также и момент признания долга безнадежным. Согласно правовой позиции, представленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 1574/10, просроченная "дебиторка" относится к расходам того периода, в котором истек срок исковой давности. То есть у налогоплательщика нет права перенести данный момент на более поздний период.
Учтите, что срок исковой давности в ряде случаев может приостанавливаться. Это произойдет, если предъявлен иск в суд или должник каким-либо образом признает долг (ст. 203 ГК РФ). Кстати говоря, в Письме от 6 декабря 2010 г. N ШС-37-3/16955 представители ФНС России указали, что факт подписания должником акта сверки стоит рассматривать не иначе как признание им долга. А значит, с момента подписания такого документа срок исковой давности в отношении обозначенной в нем задолженности начинают отсчитывать заново.
В любом случае, прежде чем подать иск в суд или же подписать тот или иной документ, нужно подумать, а стоит ли? Ведь безнадежный долг можно списывать независимо от того, были предприняты какие-либо меры по его взысканию или нет (Письмо Минфина России от 13 января 2009 г. N 03-03-06/1/3, Постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2010 г. N КА-А40/6181-10).
Минус "дебиторка"
По итогам каждого отчетного (налогового) периода величину резерва необходимо корректировать с учетом размера безнадежных долгов, которые списываются за его счет
. В данном случае возможны две ситуации:
1) суммы резерва не хватило для покрытия всей нереальной к взысканию задолженности. В этом случае разница включается в состав внереализационных расходов на основании пп. 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса;
2) по итогам отчетного (налогового) периода сумма резерва израсходована не полностью. Если организация примет решение больше не связываться с данным видом резервирования, то весь остаток придется отнести на доходы. Однако у компании есть право перенести его на следующий отчетный (налоговый) период.
Перенос суммы резерва
Перенос суммы резерва на следующий отчетный (налоговый) период производится по следующим правилам. Бухгалтеру нужно сначала "забыть" про имеющийся остаток и рассчитать сумму резерва на текущий отчетный период с нуля. То есть на последнее число отчетного периода проводится инвентаризация "дебиторки". Из нее выделяются сомнительные долги и рассчитывается предельный размер отчислений в резерв с учетом лимита, который составляет 10 процентов от выручки отчетного периода.
Затем сумму вновь создаваемого резерва необходимо сравнить с остатком резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Соответствующая разница подлежит включению во внереализационные доходы либо расходы текущего отчетного периода (п. 5 ст. 266 НК РФ).
Сомнительные долги в бухучете
Порядок создания резерва установлен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. В настоящее время на сайте Минфина России опубликован проект приказа, согласно которому формирование резерва в случае признания дебиторской задолженности сомнительной будет обязательным. Мы следим за всеми изменениями и обязательно расскажем о них, как только закон примут.
Правила создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете схожи с налоговыми. Однако есть и отличия, причем довольно существенные.
Так, в бухучете резерв может быть сформирован и с учетом задолженности, не связанной напрямую с реализацией товаров, работ, услуг. Кроме того, величина резерва в бухгалтерских целях в 2010 г. признавалась оценочным понятием. Она определялась отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. То есть если компания уверена, что контрагент платежеспособен и перечислит средства за поставку, то его задолженность в состав сомнительных долгов не включается. Нет никаких ограничений и по предельной сумме отчислений в резерв в зависимости от срока возникновения долга и размера выручки. Обратите внимание: с 2011 г. на смену ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" планируется новый бухгалтерский стандарт - ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
В бухгалтерском учете на конец каждого отчетного года неизрасходованная сумма резерва, созданного в год, предшествующий отчетному, относится на финансовый результат. Иными словами, резерв в бухучете не переносится на следующий год, а на основании проведенной инвентаризации просто создается новый.
Операции по созданию резерва отражаются в учете следующими проводками:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 63 "Резервы по сомнительным долгам"
- создан резерв по результатам инвентаризации;
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- списана за счет созданного резерва сумма дебиторской задолженности;
Дебет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов"
- учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.
Отметим, что эта "дебиторка" должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания.
Если должник вернет уже списанный долг, то делается запись:
Дебет 51 "Расчетные счета", 50 "Касса" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы"
- отражена в составе прочих доходов сумма списанного долга, возвращенного должником;
Кредит 007
- списана с забалансового счета сумма возвращенного долга.
Списание остатка резерва на конец года оформляется проводкой:
Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы".
Отметим, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета на практике организации в бухгалтерской учетной политике закрепляют правила создания резерва, предусмотренные Налоговым кодексом для целей исчисления налога на прибыль.
Сотрудничество с недобросовестными контрагентами или обстоятельства могут привести к возникновению задолженности, которая вряд ли будет возвращена. Нужен ли резерв по сомнительной задолженности в 2019 году?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В предпринимательской деятельности к разряду сомнительных долгов относится задолженность, не возвращенная в положенные сроки и не обеспеченная никакими гарантиями.
Сумма такого долга увеличивает объем дебиторской задолженности при составлении бухгалтерского баланса, хотя может так и остаться не возвращенной. Нужно ли для сомнительных долгов образовывать резерв в 2019 году?
Основные аспекты
Сомнительный долг для организации это задолженность контрагента, в погашении которой нет достаточной уверенности. Такие долги увеличивают объем дебиторской задолженности.
Теоретически они составляют часть активов, но по факту являются убытками. Большое количество непогашенных долгов не позволяет достоверно определить истинный размер капитала организации.
Потому периодически требуется списание долгов, возвратить которые не получается. Долг считается безнадежным:
- по окончании трехлетнего периода исковой давности;
- при окончательной ликвидации субъекта;
- в случае постановления ФССП о невозможности взыскания;
- при неосуществимости взыскания по причинам, независящим от воли сторон.
Такие безнадежные долги надлежит списать за счет средств самой организации. Для этого необходимо наличие средств, которые как раз и аккумулируются при создании резерва.
Что нужно знать
Создавая резервный фонд по сомнительным долгам, нужно учитывать ряд условий. Таковые предопределены нормативными документами Министерства финансов РФ.
А именно:
Фонд образуется по итогам расчетов с физическими и юридическими лицами | Приобретающими товары либо . Вносить в резерв авансы, переданные , нельзя |
Создание резерва требует непрестанного мониторинга динамики задолженности | Поскольку состояние может поменяться, а резерв должен отображать истинную ситуацию |
В бухучете долги считаются безнадежными по положениям | Но в целом лимит относительно сроков и размера резерва не определен |
Когда возникает вопрос о выборе порядка для резервных активов, налогового или бухгалтерского | То ориентироваться нужно на такие моменты:
|
Для чего создается
Но для чего нужно создавать резервный фонд, не проще ли просто списать непогашенные долги в убытки компании?
Формирование РСД дозволяет:
Суть создания резерва по сомнительным долгам в том, что наличие резерва позволяет списывать невозвратные долги.
То есть организация в продолжение года может учесть в расходах объем сомнительных долгов задолго до того, как они обратятся в безнадежные.
Если долг возвращается, то в процессе очередной инвентаризации дебиторской задолженности долг уже не засчитывается в определении резерва.
Плюсы основания резерва выражены в более размеренном отображении расходов в налоговом учете. Из чего складывается резерв, формируемый по сомнительным долгам?
Сомнительным признаваться может любой долг, соответствующий условиям:
- сформировался в связи с реализацией клиентам товаров, услуг, работ;
- не возвращен в период, прописанный в договоре;
- не обеспечен никакой гарантией.
Помимо прочего существует и еще одно нововведение. Когда у субъекта наличествует перед контрагентом встречное обязательство, то долгом сомнительным считается только часть, превосходящая сумму кредиторской задолженности.
При этом долг по дебету уменьшается исключительно с целью нахождения сомнительного долга в составе РСД.
Такая особенность не обязует организацию осуществлять взаимозачет, какой по-прежнему остается правом, но отнюдь не обязанностью.
Нормативное регулирование
Так надо ли образовывать резерв по сомнительной задолженности? Порядок образования РСД отличается в зависимости от целей бухгалтерского учета либо налогообложения.
Для бухучета применимы нормы:
В отношении налогового учета предопределены следующие положения:
Порядок создания резерва по сомнительным долгам
Предусматривает образование резерва по всякому сомнительному долгу. При этом в расчет принимается анализ финансового положения должника и вероятность возврата долга.
Конкретную методику и периодичность образования РСД организация вырабатывает самостоятельно, ратифицируя избранный способ в относительно целей бухучета.
Избрать можно один из нижеследующих вариантов:
При формировании учетной политики нужно ориентироваться на специфику учета и деятельности организации.
Также имеет значение влияние РСД на показатели бухгалтерской отчетности. Важно! В налоговом учете РСД не основывается:
- на суммы переданных поставщикам авансов;
- на штрафы за несоблюдение условий договора;
- на суммы процентов за пользование сторонними финансами, взысканными арбитражным судом;
- по .
В учетную политику для целей налогового учета заносится пункт о факте образования резерва, но основывать непосредственно резерв налогоплательщик не обязан.
В этом случае основная цель, которую подразумевает резерв по сомнительным долгам – налог на прибыль, уменьшающийся при неполучении дебиторской задолженности.
Способы формирования
О порядке образования и применения РСД сказано в п.4 и п.5 ст.266 НК РФ. Поэтапная схема выглядит следующим образом:
Установление объема сомнительной задолженности, засчитываемой в расчет РСД |
|
Нахождение предельной суммы, вносимой в расчет РСД | Для целей налогообложения засчитывается сумма не больше 10 % выручки от общей суммы реализации (без учета ) за соответствующий налоговый период |
Сравнение суммы основываемого РСД с остатком имеющегося резерва |
|
Формирование решения по поводу действий в отношении остатка РСД на конец года |
|
К сведению! Остаток РСД можно переносить на следующий отчетный период и в том случае, когда в продолжение налогового периода резерв только накапливался, но не расходовался.
Что касается непосредственно способов формирования, то возможно:
При этом используются такие способы создания РСД, как:
- интервальный;
- экспертный;
- статистический.
Интервальный
При применении интервального способа создания РСД сумма необходимых отчислений в резерв высчитывается ежемесячно или ежеквартально.
Расчет осуществляется в процентах от суммы долга исходя из длительности просрочки платежей. Соответственно, необходимо выявить все имеющиеся долги.
Экспертный
В случае использования экспертного способа потребуется умение профессионально оценивать финансовое состояние должника. Резерв учреждается по всякому сомнительному долгу.
Причем включение суммы непогашенного долга в РСД зависит от представления организации (бухгалтера) относительно вероятности погашения.
В резерв включается та доля долга, которая возможно возвращена не будет. На заметку! Если применяется интервальный способ или экспертный:
Статистический
Статистический способ предполагает, что сумма отчислений в РСД находится в соответствии со сведениями за несколько лет как доля невозвратных долгов в обобщенной сумме дебиторской задолженности конкретного вида.
К примеру, доля неоплаченных товаров в совокупной сумме покупательской задолженности.
На конечную дату каждого месяца или квартала величина резерва по одному виду задолженности находится по формуле:
Если получившаяся величина РСД превышает ранее созданный резервный фонд, то разница относится к прочим расходам (доначисление РСД).
Когда вновь рассчитанный резерв менее предыдущего, то разница причисляется к прочим доходам (восстановление РСД).
При статистическом варианте создания РСД:
Как отражается в учете
Если в соответствии с учетной политикой дебиторская задолженность относится к сомнительной, то организация должна создать резерв.
Для этого требуется основание, которым выступает приказ по сомнительным долгам. Образец такого приказа выглядит следующим образом:
В бухгалтерском
Учреждаемый в бухучете резерв отличается тем, что должен непременно создаваться в отношении сомнительной задолженности.
При этом абсолютно не имеет значения, формировался ли аналогичный резерв для налогового учета. Создание резерва обязательно для всех организаций, без каких-либо исключений.
Кроме того отсутствуют ограничительные критерии и создаваться РСД может по долгам любого вида.
Нюанс в том, что РСД можно формировать и по тем долгам, какие еще не признаны сомнительными, однако существует вероятность их непогашения.
Видео: резерв по сомнительным долгам
Экспертные критерии, по которым осуществляется анализ финансового состояния должника, организация учреждает самостоятельно.
Не ограничения и по объему создаваемого резерва. Величина зависит исключительно от размера невозвратной или потенциально невозвратной задолженности.
Если ситуация с долгами меняется, то можно изменять объем РСД, руководствуясь текущей ситуацией.
Все неизрасходованные суммы РСД можно по завершении года списать. При возникновении новой сомнительной задолженности создается новый резерв.
Для учета РСД в бухгалтерском учете используется счет 63. Формирование РСД в бухучете отображается проводкой следующего вида:
Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 63
Отчисления в РСД списываются в дебет на прочие расходы и причисляются к финансовым результатам.
Основанием для этой проводки служит бухгалтерская справка-расчет (экспертное заключение, профессиональное суждение). Сумма формируемого резерва в бухучете не ограничена в отличие от налогового учета.
В налоговом
Величина резерва по сомнительной задолженности для налоговых расходов ограничена. Сумма допустимого РСД составляет не более 10 % от выручки отчетного периода, за который формируется резерв.
Но при этом образование РСД не считается для налогового учета обязательным. Решение об учреждении резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно.
Но по части прочих расходов данный резерв больше регламентирован, чем бухгалтерский. Отличают его следующие нюансы:
Право на образование резерва | Имеют те, кто при ведении учета использует метод начисления |
Применяется РСД | По отношению только к покупательской задолженности |
Формировать резерв допускается | Только относительно просроченной дебиторской задолженности |
В отношении долгов | По которым допускается создавать резерв, устанавливается длительность просрочки платежей |
Исходя из длительности просрочки | Определяется объем резерва и для него учреждаются лишь две величины – на полный объем при просрочке в 90 и более дней, на половину долга при просрочке в 45-90 дней |
При наличии встречного обязательства в РСД | Попадает лишь кредит по долгам в непокрытой части |
В 2019 году предельный объем РСД | Ограничен суммой 10 % от наибольшего из двух показателей – выручки за отчетный период, в каком создается резерв или выручки за предыдущий налоговый период |
Не использованный резерв переносится на следующий год | Корректируясь при этом на величину вновь создаваемого резерва по аналогичному долгу |
Порядок восстановления
О восстановлении резерва по сомнительной задолженности речь идет, когда долг контрагента оплачивается целиком или частично. В такой ситуации требуется корректировка резерва.
РСД восстанавливается в объеме возвращенной задолженности. При этом выполняются следующие бухгалтерские проводки:
Если сомнительный долг обращается в безнадежный, то его можно списать. Для этого согласно п.77 ПБУ нужно:
Списывается безнадежная задолженность за счет имеющегося РСД или на расходы, когда резерв не формировался.
При списании долга по истечении исковой давности величина его учитывается в забалансовом учете на протяжении пяти лет после списания.
Для этого используют счет 007. Учет требуется в целях мониторинга вероятности взыскания долга при изменении финансового положения должника.
В кризисных условиях любое предприятие может столкнуться с тем, что покупатели (дебиторы) не могут оплатить свои долги. В таком случае на балансе предприятия формируется сомнительная задолженность и создается резерв. Как отразить в бухгалтерском учете создание и списание резерва по сомнительным долгам, какие при этом формируются проводки — рассмотрим далее.
Сомнительным долгом в бухгалтерском учете называют задолженность, не погашенную в соответствующие договору сроки и не обеспеченную гарантиями, вроде залога, поручительства и др. Резервы по этим долгам учитываются на пассивном счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».
В бух.учете не существует точных правил для определения суммы резерва по сомнительной «дебиторке». Основанием для создания резерва может послужить инвентаризация дебиторской задолженности на отчетную дату. Резервы создаются в разрезе контрагентов-должников с учетом суммы их долга.
Организация может не создавать резервы только тогда, когда есть уверенность, что контрагент погасит свою задолженность. Резервы являются оценочным значением и отражаются в доходах или расходах организации.
В бухгалтерском учете создание резервов возможно только для долгов по счетам 62 и 76 в части расчетов по товарам и услугам. На задолженность по авансам выданным резервы не начисляются.
Порядок создания резерва каждая организация разрабатывает сама и закрепляет в своей учетной политике. В бухгалтерской практике существуют 3 способа вычисления суммы резерва:
- Статистический;
- Интервальный;
- Экспертный.
В статистическом способе берутся показатели безнадежных долгов предприятия за несколько лет и вычисляется их доля в общей сумме «дебиторки». Формула вычисления резерва:
Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:
При использовании интервального способа начисления по резерву производятся ежемесячно или ежеквартально в процентном отношении к сумме долга.
При экспертном способе определения суммы резерва в учетной политике компании закрепляются точные критерии определения финансового состояния должника и его кредитоспособности.
За основу для вычисления суммы резерва можно взять методику, используемую в налоговом учете:
- Если сомнительная задолженность возникла более 3 месяцев назад, то в начисление резерва ее сумма включается полностью.
- При задолженности сроком от 45 до 90 дней (календарных) — в размере 50 процентов долга.
- Наконец, если сомнительный долг имеет давность менее 45 дней, резерв на него не создается.
Для определения этих сроков необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности на дату создания резерва.
Если у одного и того же контрагента имеется как дебиторская, так и кредиторская задолженность, организация может начислить резерв на сумму превышения «дебиторки» над «кредиторкой», если это превышение есть.
Резерв по сомнительным долгам — проводки
ООО «Сигма» получило сведения о том, что дебиторская задолженность ООО «Чайка» сроком свыше 90 дней не будет погашена, так как предприятие в процессе ликвидации. Общая величина «дебиторки» «Чайки» составила 215 300 руб.
Бухгалтер «Сигмы» учитывает создание резерва по сомнительным долгам проводкой:
Списание резерва
При погашении задолженности контрагента бухгалтер делает проводки:
Если контрагент не смог оплатить задолженность, резерв тоже списывается:
Отражение резерва в годовой отчетности
Нередко бывает, что резерв не израсходован до конца года. В этом случае суммы резерва приплюсовываются к финансовым результатам года.
Остаток по счету 63 в Форме 1 не отражается. Его сумма вычитается из суммы дебиторской задолженности.
Организация имеет право не создавать резерв в налоговом учете. В этом случае в бух.учете возникает постоянная налогооблагаемая разница на сумму созданного резерва. Тогда отражается постоянное налоговое обязательство.
С 2017 года действуют обновленные правила для создания и расчета отчислений в резерв по сомнительным долгам. Сразу отметим, что теперь налогоплательщикам этот резерв создавать стало выгоднее. Как его рассчитать, расскажем подробно в статье.
Порядок создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете
Резервы по сомнительным долгам создают организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).
При формировании резерва нужно действовать следующим образом (п.4 ст.266 НК РФ).
Шаг 1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации оформить актом по форме, разработанной организацией самостоятельно с учетом положений ст. 9 закона № 402-ФЗ, либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
При анализе дебиторской задолженности нужно определить долги, которые в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ признаются сомнительными, и на основании которых будет создаваться резерв.
Под сомнительным долгом понимается задолженность, возникшая при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не погашенная в предусмотренный договором срок и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией. То есть, если имеется залог или поручительство, то по такой задолженности нельзя создать резерв, даже если поручитель является банкротом (письма Минфина России от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7).
С 2017 года прямая норма НК РФ устанавливает включать в резерв только часть задолженности, которая не покрыта встречным долгом этого же контрагента. То есть если у компании есть встречное обязательство перед контрагентом-должником, то сомнительным долгом считается только та сумма, которая превышает величину этого обязательства. При этом уменьшение таких долгов на кредиторку хозсубъекта осуществляется начиная с первой по времени возникновения задолженности (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД (письмо Минфина России от 21.12.2012 № 03-11-06/3/90).
См. также:
- «Учитывать ли выданный аванс в «сомнительном» резерве?»;
- «Застрахованный долг не может быть сомнительным» .
Шаг 2. По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) по следующему принципу:
- если с момента возникновения сомнительного долга прошло более 90 дней, то задолженность в полной сумме (100%) включается в резерв,
- если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 дней (включительно), то в резерв отчисляется 50% от суммы долга,
- если задолженность возникла менее 45 дней назад, то по ней резерв не создается.
Шаг 3. Определить предельную сумму отчислений в резерв по формуле:
ПСО = В × 10%,
где В - для резерва по итогам налогового периода - сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам налогового периода; для резерва, который формируют по итогам отчетного периода, - наибольшая величина из сумм: выручка за прошлый год или за текущий отчетный период;
10% - ограничение суммы создаваемого резерва (4 ст. 266 НК РФ).
Ограничение может составлять менее 10% от суммы выручки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2004 № Ф08-5008/2004-1902А). Организация вправе самостоятельно выбрать нормативный процент, и он должен быть закреплен в учетной политике. Обычно решение об установлении меньшего норматива принимается, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% могут привести к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли).
Шаг 4. Провести сравнение расчетной суммы отчислений (РСО) и предельной суммы отчислений (ПСО), т.е. результаты действий (2) и (3):
- если РСО ≥ ПСО, то в резерв нужно включить сумму отчислений, соответствующих ПСО.
- если РСО < ПСО, то в резерв включается сумма отчислений, соответствующая РСО.
Рассчитанную сумму отчислений включить в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, подп. 7 п. 1 ст. 265, подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! За счет резерва списывается любой безнадежный к взысканию долг вне зависимости от того, участвовал он в формировании резерва или нет.
Формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Следует отметить, что все действия, приведенные выше, применяются при создании резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета. При формировании резерва в бухгалтерском учете действуют другие правила.
Например, в бухучете нет никаких ограничений по величине формируемого резерва, также не имеют значения сроки возникновения сомнительных долгов (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н). В связи с применением подобных ограничений в налоговом учете (наличие долгов со сроком возникновения менее 90 календарных дней, либо превышение расчетной величины отчислений в резерв над 10% суммы выручки), в бухгалтерском учете возможно появление вычитаемых временных разниц, приводящих к образованию отложенного налогового актива (п. 8, 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Бухгалтерская сомнительная задолженность - это «дебиторка», не обеспеченная гарантиями, которая не погашена или с большой вероятностью не будет погашена в установленный договором срок. При наличии такой задолженности организация обязана создавать резерв (п. 70 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).
В отличии от четко прописанного алгоритма определения сомнительной задолженности и размеров отчислений в резерв по ним в налоговом учете (проценты от количества дней просрочки), порядок расчета бухгалтерского резерва компания должна разработать сама и утвердить в учетной политике. Величина резерва будет зависеть от финансового состояния должника и оценки вероятности, что долг будет погашен полностью или частично (п. 70 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Пример
При инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2018, организацией были выявлены сомнительные долги:
- долг № 1 - задолженность заказчика за оказанные услуги в размере 17 700 руб., (в т. ч. НДС 2 700 руб)., срок платежа по договору - 18 марта;
- долг № 2 - задолженность покупателя за поставленную продукцию в размере 70 800 руб. (в т. ч. НДС 10 800 руб.), срок платежа - 12 января;
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за 1 квартал 2018 года составила 2 714 000 руб., за 2017 год - 500 000 руб.
Что нужно сделать
1. Определить расчетную сумму отчислений в резерв (РСО).
Номер долга |
Сумма долга, руб. |
Срок платежа по договору |
Процент отчислений в резерв |
Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 × гр. 5) |
|
Менее 45 дней |
|||||
от 45 до 90 |
|||||
Итого за 1 квартал |
2. Предельная сумма отчислений в резерв (ПСО) составляет:
2 714 000 руб. × 10% = 271 400 руб.
3. Сравнив расчетную сумму отчислений (РСО) с предельной суммой отчислений (ПСО):
35 400 руб. < 271 400 руб.,
бухгалтер пришел к выводу, что к внереализационным расходам за 1 квартал надо отнести расчетную сумму отчислений в резерв в размере 35 400 руб.
В бухучете оба долга были признаны сомнительными, по ним в полной сумме был создан резерв. В связи с этим в учете образовалась вычитаемая временная разница, которая привела к образованию отложенного налогового актива в сумме 10 620 руб. = ((17 700 + 70 800) - 35 400) × 20% (п. 14 ПБУ 18/02). Отложенный налоговый актив отражается проводкой: Дебет 09 «Отложенные налоговые активы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Итоги
В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам - право организации. Если принято решение создавать резерв, то в НК РФ довольно четко прописан алгоритм его формирования. Бухгалтерский резерв обязаны создавать все, у кого есть непогашенная задолженность, которая, по мнению компании, не будет оплачена. Порядок расчета отчислений в резерв нужно разработать самостоятельно и прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
17.04.2019 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно (п. 1 ст. 266 НК РФ):
- не погашен в срок, установленный договором;
- не обеспечен залогом, или поручительством, или банковской гарантией.
Долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса) и заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются (Письма Минфина от 29.09.2011 N 03-03-06/2/150, от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете:
- если организация приняла решение не формировать резерв по сомнительным долгам в следующем году, - включите во внереализационные доходы;
- если организация приняла решение формировать резерв по сомнительным долгам в следующем году, - перенесите на следующий год. Обратите внимание, если остаток резерва на 31 декабря прошлого года за вычетом безнадежных долгов, списанных в I квартале текущего года, окажется больше суммы резерва, созданного на 31 марта текущего года, разницу надо включить во внереализационные доходы.
Пример. Создание и использование резерва по сомнительным долгам
Организация приняла решение создавать резерв по сомнительным долгам с 2013 г. Выручка организации составила:
- за I квартал 2013 г. - 1 млн руб.;
- за полугодие 2013 г. - 4 млн руб.;
- за 9 месяцев 2013 г. - 9 млн руб.;
- за 2013 г. - 14 млн руб.;
- за I квартал 2014 г. - 2 млн руб.
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, выявлены следующие долги:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв на 31.03.2013, составляет 147 500 руб. (118 000 руб. + 29 500 руб.), что превышает норматив 100 000 руб. (1 000 000 руб. x 10%). Поэтому резерв составит 100 000 руб. Поскольку резерв создается впервые, сумма отчислений в резерв, включаемая в состав внереализационных расходов на 31.03.2013, составит 100 000 руб.
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.06.2013, выявлены следующие долги:
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 295 000 руб. (236 000 руб. x 100% + 59 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 400 000 руб. (4 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включаемая во внереализационные расходы на 30.06.2013, составит 195 000 руб. (295 000 руб. - 100 000 руб.).
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 30.09.2013, выявлено, что:
- долг по оплате оказанных услуг (59 000 руб.) является безнадежным. Этот долг списан за счет резерва.
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 900 000 руб. (9 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв составит 0 руб. (236 000 руб. - (295 000 руб. - 59 000 руб.)).
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.12.2013, выявлено, что:
- новых сомнительных долгов не появилось;
- долг по возврату займа (100 000 руб.) является безнадежным. Этот долг списан за счет резерва.
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что не превышает норматив 1 400 000 руб. (14 000 000 руб. x 10%). Сумма отчислений в резерв, включенная во внереализационные расходы на 31.12.2013, составит 100 000 руб. (236 000 руб. - (236 000 руб. - 100 000 руб.)).
Остаток резерва по состоянию на 31.12.2013 - 236 000 руб.
По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности, проведенной по состоянию на 31.03.2013, новых сомнительных долгов не выявлено.
Общая сумма долгов, включаемых в резерв, составляет 236 000 руб. (236 000 руб. x 100%), что превышает норматив - 200 000 руб. (2 000 000 руб. x 10%). Сумма резерва составит 200 000 руб., что больше остатка резерва предыдущего года (236 000 руб.). Во внереализационные доходы на 31.03.2014 надо включить 36 000 руб. (236 000 руб. - 200 000 руб.).
При применении УСН резервы по сомнительным долгам не создаются. Ведь упрощенцы признают доходы от реализации товаров (работ, услуг) только при фактическом поступлении в их оплату денег, иного имущества (товаров, работ, услуг) или имущественных прав, т.е. при их оплате покупателем (кассовый метод) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Кроме этого, отчисления в резерв по сомнительным долгам не поименованы в перечне расходов, учитываемых при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Еще по теме:
Формирование резерва по сомнительным долгам – один из обязательных инструментов управления дебиторской задолженностью. Финансовый кризис увеличивает долю неплатежеспособных предприятий и соответственно повышает риски во взаимоотношениях с покупателями и другими контрагентами. Формировать резервы по сомнительным долгам в такой ситуации является не только обязанностью, установленной законодательством, но и разумным способом сохранения устойчивости бизнеса.
Особенности формирования резерва
Резерв по сомнительным долгам формируется по правилам, определенным Налоговым кодексом РФ, в частности – статьей 266 НК. Для создания резерва необходимо получить сведения о платежеспособности контрагента–должника и предполагаемые сроки исполнения обязательства. Результаты проведенной инвентаризации задолженности определяют, имеются ли основания для формирования резерва.
Налоговое законодательство дает определение сомнительного долга как любой задолженности перед плательщиком, если она соответствует одновременно двум критериям:
- истек срок погашения задолженности, указанный в договоре;
- задолженность не обеспечена каким-либо из способов обеспечения обязательств (поручительство, залог, банковская гарантия).
Начисление резерва по сомнительным долгам происходит в порядке, описанном в п.4-5 ст.266 НК. По установленным правилам суммы средств для формирования резерва относятся на затраты, включаемые в состав внереализационных расходов. Размер отчисляемых в резерв средств определяется на основании итогов инвентаризации дебиторской задолженности. Результаты проведенной инвентаризации отражаются по данным на последнюю дату отчетного периода.
Величина резерва по сомнительным долгам зависит, прежде всего, от срока образования сомнительной задолженности и определяется:
- по задолженности, срок возникновения которой составляет от 45 до 90 дней – 50% суммы долга;
- по задолженности, сформированной более 90 дней назад – 100% суммы.
По задолженности, образовавшейся ранее, чем 45 дней, резерв не формируется.
Налоговый кодекс устанавливает ограничения по суммам, отчисляемым на формирование резерва – она не должна превышать 10% выручки, полученной компанией в течение отчетного (налогового) периода. Сумма выручки определяется на основании статьи 249 НК РФ. Средства резерва носят сугубо целевой характер и могут быть направлены только на покрытие убытков, полученных компанией по безнадежным долгам. Критерии отнесения долга к безнадежному определяются на основании п.2 ст. 266 НК РФ. Согласно этой норме, к категории безнадежных долгов можно отнести задолженность, если:
- истек срок исковой давности, установленный законодательством для взыскания долга;
- обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, в связи с ликвидацией организации или на основании соответствующего акта государственного органа. Невозможность исполнения может также подтверждаться постановлением судебного пристава-исполнителя.
Как осуществляется бухгалтерский учет резервов по сомнительным долгам? Для учета данных операций существует счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». При создании резерва сомнительных долгов проводки выглядят следующим образом:
- Д 91-2 К 63 – формирование резерва;
- Д 63 К 62, 76 – списание безнадежной задолженности за счет средств резерва.
Организация обязана в течение 5-ти лет после списания задолженности осуществлять мониторинг возможностей ее взыскания. Для этого списанная безнадежная задолженность учитывается на забалансовом счете 007.