Центр ресоциализации бывших осужденных. Ресоциализация - это что? Как проходит процесс ресоциализации личности? Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля
Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом . Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.
Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику
Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.
Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум . Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.
Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.
Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.
Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей
Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.
Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.
Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.
Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:
- потеря близкого родственника;
- потеря рабочего места;
- личностные и психические расстройства;
- террористические акты.
Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.
Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.
Как действует процесс десоциализации
Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.
Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.
Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.
Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений
Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.
Использование термина
Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.
Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки . Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.
Ресоциализация осужденных - это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами
Кто отвечает за ресоциализацию
Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.
В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:
- воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
- исправительно-трудовые учреждения;
- центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.
Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.
Актуальность вопроса
Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.
Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации
Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.
Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации . Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.
Заключение
Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса. Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития. Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.
Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли - называется десоциализацией. Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса. Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.
Отбывание наказания в виде лишения свободы, как известно, связано с рядом негативных факторов, которые нередко затрудняют социальную адаптацию лиц, освобожденных из ИУ. Усвоение элементов криминальной субкультуры, ослабление семейных и родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов, неумение принимать конструктивные решения в различных жизненных ситуациях, настороженное отношение со стороны окружающих на свободе создают освободившимся осужденным значительные трудности, особенно, в течение первых месяцев свободной жизни.
В связи с этим, большинство ученых - пенитенциаристов и практических работников УИС высказывают идею создания системы социальной адаптации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Такая система должна носить двусторонний характер, включающая в себя создание, с одной стороны, специальной структуры (службы) для подготовки к освобождению осужденных внутри ИУ, а также создание службы по приему осужденных за пределами ИУ. Только в этом случае можно говорить о позитивной социальной адаптации освободившихся, при которой обеими службами осуществляется необходимая социально-психологическая, педагогическая поддержка, помощь в трудовом и бытовом устройстве, а также социальная профилактика рецидивной преступности.
Деятельность службы внутри ИУ регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. Так, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрена отдельная глава, регламентирующая вопросы оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания. За шесть месяцев до освобождения администрация ИУ проводит работу по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства, направляет в органы местного самоуправления уведомления о предстоящем освобождении осужденного. Сотрудниками, непосредственно в ИУ, проводится воспитательная и психологическая работа с осужденными, разъясняются права и обязанности лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Особое внимание уделяется и предусмотрены дополнительные социальные гарантии следующим категориям осужденных: осужденные, которые нуждаются по состоянию здоровья в постороннем уходе; осужденные беременные женщины и осужденные женщины, имеющие малолетних детей; несовершеннолетние осужденные; осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы; осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет.
Для всех освобожденных от уголовного наказания предусмотрен бесплатный проезд к месту жительства. Администрация ИУ снабжает освободившихся продуктами питания на время следования, выделяет одежду и обувь по сезону. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 800 от 25.12.2006г. освобождаемым может выдаваться единовременное денежное пособие в размере 720 рублей.
Необходимость решения вопросов социальной адаптации освобождающихся послужило толчком к созданию в ИУ групп социальной защиты осужденных, функционирование которых нормативно закреплено приказом Минюста России № 262 от 30.12.2005г. «Об утверждении положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» и приказом № 2 от 13.01.2006г. «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы». Кроме этого, по инициативе ФСИН совместно с Минюстом и МВД для рассмотрения в Государственную Думу внесен проект закона по проблемам социальной реабилитации осужденных.
Термин «ресоциализация» в широком его понимании обычно используют для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения.
Применительно к осужденным ресоциализация представляет собой «комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, утраченных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции от общества».
Фундамент ресоциализации закладывается с самого первого дня пребывания осужденного в исправительном учреждении. Поэтому содержание в местах лишения свободы должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению осужденных в общество в качестве законопослушных, общественно полезных граждан.
Особая сложность ресоциализации осужденных заключается в специфике самих пенитенциарных учреждений. По мнению С.А. Старостина, осуществление указанного процесса в местах лишения свободы «содержит в себе взаимнопротивополжные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой - ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения».
К сожалению, процесс исполнения наказания до сих пор во многом строится на инструментальном подходе к работе с осужденными. Осужденный в лучшем случае рассматривается как объект воспитательного воздействия, а не как субъект, который должен быть включен в процесс решения проблем, определяющих его дальнейшую судьбу. Это подавляет их и без того скромные возможности по преодолению дезадаптированности в будущей жизни на свободе, снижает эффективность социальной работы с осужденными.
Представляется, что преодолеть данную ситуацию в какой-то мере позволит создание в исправительном учреждении специальной социально ориентированной среды, отвечающей требованиям подготовки осужденных к предстоящей самостоятельной жизни на свободе. Принципы, в соответствии с которыми создается данная среда, следующие: определение осужденного как активного субъекта процесса ресоциализации, включенного в него на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности; ориентация осужденного на саморазвитие в ходе социальной интеграции; учет его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей, наличия сохранившихся позитивных социальных связей; моделирование в процессе ресоциализации социального содержания будущей жизни осужденного вне исправительного учреждения.
Таким образом, к числу основных направлений деятельности социальной службы ИУ по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно отнести следующие:
Развитие правомерных контактов с внешним миром в целях получения осужденными информации, необходимой для формирования адекватного представления о реальной действительности;
Внедрение и реализация специальных программ подготовки осужденных к освобождению;
Активизация общественного воздействия на осужденных со стороны общественных объединений, религиозных организаций, родственников, способных оказывать на них положительное влияние;
Более широкое применение индивидуального и группового социально-психологического консультирования в целях формирования у осужденных активной жизненной позиции, уважительного отношения к человеку, обществу, труду; нейтрализации дезадаптирующего влияния социальной среды, в которой находятся осужденные; преодоления антисоциальных установок; стимулирования правопослушного поведения; получения навыков позитивного коллективного взаимодействия;
Использование предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством основных средств исправления, в целях последующего включения осужденных в конструктивные общественные отношения.
Особенно негативно разрушительные последствия лишения свободы сказываются на уровне социального развития несовершеннолетних осужденных, поскольку именно в раннем возрасте идет активное усвоение грамматики социального поведения, формируются механизмы внутреннего контроля (идеалы, честь, совесть, достоинство, порядочность и т.п.), навыки разрешения различного рода проблем. Для адаптации несовершеннолетних осужденных и их социальной реабилитации необходимы совершенно особые методики психологической, правовой, социальной подготовки, которые проводились бы не только на территории колонии, но и вне ее.
С этой целью при ВК УФСИН России по Рязанской области в 2002 году образован реабилитационный центр подготовки к освобождению сирот и социальных сирот, которые длительное время не были на свободе и нуждаются в социальной и психологической подготовке к ней. Речь идет о жилом комплексе на 20-30 человек, оборудованном всем необходимым для проживания, с созданием условий для продолжения образования, занятий творчеством и спортом, а также с непременным участием в трудовой деятельности на базе швейного производства ВК, подсобном хозяйстве, работе на других объектах за территорией колонии.
Находясь в реабилитационном центре, девушки сталкиваются с теми же проблемами, которые ставит перед ними окружающая действительность, но, принимая непосредственное действенное участие в их решении, опираются на поддержку и социальный опыт наставников в лице воспитателей, психологов, социальных работников, мастеров сельхозучастка и производства, администрации колонии. Постепенное привыкание к новой социальной роли полноценной личности, ведущей правопослушный образ жизни и способной самостоятельно обеспечить себя материально, они избегают травмирующего воздействия неожиданности и неподготовленности к будущему погружению в реальность, которая не всегда к ним благосклонна. Таким образом, девушки во многом избегают соблазна «ухода от проблем» за счет возвращения в мир криминальной среды, алкоголя и наркотиков.
Подготовленная заранее программа социальной адаптации для каждой из воспитанниц, которая, в том числе, включает обеспечение связи с регионом, в котором она хочет проживать (в плане подготовки трудового места) позволяет девушкам чувствовать себя увереннее, ощущать опеку общества, настраиваться на правопослушный образ жизни, что и является основными целями создания реабилитационного центра.
Содержание многих ресоциализационных программ заключается в интенсивной реадаптации несовершеннолетних осужденных после их выхода из пенитенциарного учреждения. Так, специалистами отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних ГУ ВО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологды» была разработана программа «Надежда». Основными задачами программы являются:
Информирование подростков о возможности получения дальнейшего образования, трудоустройства при выходе из пенитенциарного учреждения;
Восстановление, поддержка и развитие семейных связей подростков;
Оказание помощи родителям в воспитании подростков, развитие родительской компетенции;
Пропаганда здорового образа жизни и конструктивных семейных отношений;
Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, решающими задачи социальной поддержки семьи и детей.
В большинстве ИУ активно проводится работа в рамках «Школы подготовки к освобождению», где сотрудники группы социальной защиты обеспечивают осужденных необходимой информацией относительно тех инстанций, где им могут посодействовать в решении проблем после освобождения, формируют навыки социально активного поведения. Данные занятия проводятся с привлечением специалистов различных ведомств, заинтересованных в благоприятной социальной адаптации освобождающихся. Одним из важнейших блоков занятий в «Школе подготовки к освобождению» является информация о трудоустройстве после освобождения. На данном этапе важно сформировать у осужденных мотивацию к трудоустройству, обеспечить их необходимой информацией, научить применять полученные знания на практике. Большое значение в этой связи имеет профориентационная работа.
В рамках «Школы подготовки к освобождению» группа социальной защиты осужденных активно взаимодействует с психологической службой ИУ. Совместно проводятся семинары-тренинги с осужденными на актуальные для освобождающихся осужденных темы. Психолог со своей стороны для успешного разрешения возникающих перед освобождением социальных проблем создает благоприятные психологические условия (разрешение психологических проблем, актуализация позитивных личностных качеств, оптимизация системы отношений и др.).
Во многих регионах в рамках ресоциализации и социальной адаптации освобождающихся из мест лишения свободы, имеется положительный опыт взаимодействия исправительных учреждений с государственными учреждениями, общественными и религиозными организациями. Так, при Управлении социальной защиты населения Орловской области созданы две специализированные структуры, оказывающие помощь в социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы – социальная гостиница и Ивановский специализированный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Кроме того при поддержке администрации Орловской области созданы Центры социально-трудовой реабилитации «Надежда есть» (для лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью), «Эра милосердия» (для женщин, утративших социально-полезные связи). В рамках такого сотрудничества гражданам, освободившимся из мест лишения свободы предоставляется временное жилье и трудоустройство, психологическая поддержка и медицинская помощь.
В ходе взаимодействия ИУ с социальными учреждениями и общественными организациями по ресоциализации и социальной адаптации осужденных особую актуальность приобретает социальное посредничество, т.е. содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи.
Специалист по социальной работе ИУ в качестве посредника в обязательном порядке выявляет соответствие требований освобождающегося осужденного профилю деятельности тех ведомств, которые могут оказать ему профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей специалиста по социальной работе. Это позволяет ему быстро реагировать на проблемы, оценивать их и давать осужденному четкие разъяснения о том, кто и как ему может помочь.
Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда специалист по социальной работе не может предложить пути и средства решения проблемы осужденного самостоятельно в своем учреждении. Тогда он взаимодействует с соответствующими государственными ведомствами, которые могут способствовать решению проблемы осужденного. Организационно в посреднической деятельности специалиста по социальной работе по подготовке осужденного к освобождению можно выделить четыре этапа:
Определение проблемы освобождающегося осужденного, оценка возможностей ее решения.
Оценка и выбор государственного ведомства, способного наилучшим образом решить проблему освобождающегося осужденного.
Помощь осужденному в установлении контакта и содействия с соответствующими государственными ведомствами в решении его проблемы.
Проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы.
В практической деятельности группа социальной защиты осужденных взаимодействует со многими организациями и ведомствами для решения различных социальных проблем, возникающих у осужденных перед освобождением из ИУ.
Наиболее тесное взаимодействие при подготовке осужденных к освобождению осуществляется с паспортно-визовой службой, Пенсионным фондом и Управлением социальной защиты.
Взаимодействие с паспортно-визовой службой связано с оформлением и обменом паспортов граждан РФ, консультированием осужденных по вопросам регистрации после освобождения. Данные консультации ведутся в ходе бесед с осужденными, проводимыми в учреждении сотрудниками ПВС.
С Управлением пенсионного фонда сотрудничество организуется в направлении оформления пенсий осужденных, а также консультирования по вопросам назначения и перерасчета пенсий, изменений в действующем законодательстве, определяющих пенсионные и социальные выплаты.
Решение вопросов назначения социальных выплат происходит при сотрудничестве с Управлением социальной защиты населения.
С центрами занятости решаются вопросы трудоустройства и консультирования по вопросам рынка труда (во многих регионах действует совместное соглашение о консультировании и квотировании рабочих мест для освобождающихся из мест лишения свободы).
Наряду с этим осуществляется сотрудничество с органами местного самоуправления по избранному месту жительства осужденных для решения проблем, связанных с жильем и трудоустройством.
В Республике Карелии действует социальная программа «Адресная социальная помощь освобождающимся из мест лишения свободы», в рамках которой предусмотрены мероприятия по подготовке осужденных к освобождению и их дальнейшей ресоциализации. В рамках «Региональной целевой программы профилактики правонарушений на 2006-2010 гг.» утвержден «План совместных мероприятий Управления ФСИН России по Республике Карелии и Управления ФГСЗН по Республике Карелии по социальной реабилитации граждан, подлежащих освобождению из исправительных учреждений ФСИН России на 2006-2007 гг.». В соответствии с данным документом были заключены договоры исправительных учреждений республики с центрами занятости Петрозаводска, Медвежьегорска и Сегежа. В соответствии с планом совместных мероприятий, сотрудники Петрозаводского, Медвежъегорского и Сегежского центров занятости организуют и проводят групповые консультации с осужденными исправительных учреждений, где им разъясняются положения законодательства о занятости населения в РФ, способы поиска работы. Проводимая работа предоставляет осужденным возможность получить минимум правовых знаний, необходимых для трудового и бытового устройства после освобождения. Также службами занятости для распространения в исправительных учреждениях ежемесячно предоставляется информационный бюллетень «Трудовой вестник Карелии».
Для оказания помощи осужденным в решении вопросов ресоциализации и социальной адаптации разрабатываются памятки для освобождающихся, в которых разъясняются права на трудоустройство, рекомендации по решению других проблем.
Для решения проблем освобождающихся осужденных, не имеющих постоянного места жительства и утративших социально полезные связи, в ИУ проводится работа по оказанию им помощи в бытовом и трудовом устройстве. Для этого за шесть месяцев до освобождения осужденными заполняется заявление о том, нуждаются ли они в трудовом и бытовом устройстве, выявляются лица, которым необходима данная помощь. Затем в областные центры реабилитации направляются письма с ходатайством об оказании помощи осужденному в устройстве в выбранном осужденным центре. В письме указываются конец срока осужденного, наличие паспорта, профессии, обстоятельства получения статуса БОМЖа.
Центры социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, могут создаваться при Управлениях внутренних дел, где освободившиеся осужденные, в частности, получают бесплатную регистрацию. В различных регионах открываются Центры социально-трудовой реабилитации для лиц, не имевших до осуждения определенного места жительства и постоянной работы. В целях ускорения процедуры приема освободившихся из ИУ в эти центры, а также во избежание повторного медицинского освидетельствования при приеме, осужденным выдается медицинская справка на предмет отсутствия заболеваний, являющихся противопоказанными для приема, и направление.
Важное место в социальной адаптации осужденных занимает взаимодействие ИУ с религиозными организациями. По договоренности с епархиальным управлением Русской православной церкви осужденные (из числа верующих и по их желанию) после освобождения из исправительных учреждений могут направляться в монастыри. В частности при участии РПЦ на территории Прионежского района Республики Карелия создается Центр адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В настоящее время и в других субъектах Российской Федерации приняты специальные нормативные акты по социальной адаптации освободившихся из мест лишения свободы. А в Ивановской области и Санкт-Петербурге уже открыты общежития для граждан, освободившихся из ИУ. Однако Федеральная служба исполнения наказаний намерена сделать такие исключения правилом. Для этого разработана новая программа по строительству реабилитационных центров для бывших осужденных. Первый такой Центр для освободившихся осужденных женщин и несовершеннолетних планируется открыть в ближайшее время в Москве при поддержке межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным. Центр рассчитан на 500 человек, средний срок пребывания в нем будет составлять два месяца. С бывшими осужденными женщинами и девочками-подростками будут работать психологи, их обучат компьютерной грамотности. На компьютерах будет установлена база данных по трудоустройству, где бывшие осужденные смогут сами подыскивать себе работу.
Полагаем, что комплексная помощь лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, будет наиболее эффективной и продуктивной при условии укрепления и расширения межведомственных связей, более тесного сотрудничества Федеральной службы исполнения наказаний с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, службами занятости, миграционной службы, благотворительными и религиозными организациями. Только тогда проводимые мероприятия позволят создать реальные условия для успешной ресоциализации и социальной адаптации осужденных в обществе, развития и саморазвития их социального потенциала, становления у них независимого социального статуса, перехода от социального выживания к оказанию помощи себе и другим.
Вопросы для закрепления знаний и самоконтроля
В чем суть социальной диагностики в УИС? Назовите ее основные направления и формы.
Какие формы социальной терапии наиболее часто используются в пенитенциарных учреждениях?
Раскройте суть и содержание социальной терапии в УИС.
В чем заключается специфика в осуществлении посреднической деятельности социального работника в УИС?
Сформулируйте определение консультирования. Какова специфика этого вида деятельности специалиста по социальной работе с осужденными?
В чем заключаются особенности формулирования запроса на консультационную деятельность?
Назовите и охарактеризуйте основные этические принципы консультационной деятельности в социальной работе с осужденными.
Перечислите этапы консультирования в социальной работе с осужденными.
Каковы задачи первой встречи в рамках консультационного процесса? Опишите каждую из них.
Охарактеризуйте функции и содержание завершающего этапа консультирования в социальной работе.
Назовите признаки, характеризующие общественную природу субъектов социальной работы.
Какие задачи решают благотворительные, общественные и религиозные организации (объединения) в процессе оказания социальной помощи исправительным учреждениям?
Перечислите основные направления деятельности общественных формирований в ИУ как субъектов социальной работы.
Литература к главе 4:
4 Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995
5 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. – М., 1994
6 Алферов Ю.А., Петков В.П., Соловьев В.П. Социальная адаптация освобождаемых из мест лишения свободы: Учебное пособие. – Домодедово, 1992.
7 Ананьев О.Г. Об опыте содержания и организации работы реабилитационного центра в Рязанской воспитательной колонии. Социальная работа в УИС: концепции и перспективы развития: Мат. междунар. науч-прак. конф. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 56-57.
8 Глэддинг С. Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2002
9 Данилов А. Работа – особо нуждающимся. – http://muc.renet.ru/jornal/number20/Danilov.htm (15.11.2001)
10 Дебольский В.Г., Казанцев В.Н. Контент-анализ жалоб и обращений осужденных в ИТУ. – Рязань, 1988.
11 Карпышева Н.Г. Социальная реадаптация несовершеннолетних, совершивших правонарушения после выхода из закрытого учреждения // Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 23-24 апреля 2007г.). Вологда, 2007. С. 284-288.
12 Комментарий к УИК РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общей ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Экспертное бюро, 1997.
13 Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных: Учебное пособие. – Рязань, 2002. С. 210.
14 Социальная работа. Рос. энцикл. Словарь. Под общ. ред. В.Ю. Жукова. М., 1997. С.222-223.
15 Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998. С.290-291.
16 Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 14-15 декабря 2006г.): В 2 ч. Вологда, 2006. Ч. 1. С. 58-65.
17 Сусева Е.В. Взаимодействие субъектов системы профилактики правонарушений в организации социальной адаптации граждан, освобождающихся из мест лишения свободы // Социальная работа в свете новых Европейских пенитенциарных правил: теория и практика: Тезисы межд. науч.-прак. конф. (Вологда, 23-24 апреля 2007г.). Вологда, 2007. С. 305-309.
18 Тихонов А.А. Освобождение от отбывания наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. – М.: Юридический Институт МВД РФ., 1994. – 51 с.
19 Тюрьма без насилия: гуманизация условий отбывания наказаний и социальная реабилитация бывших осужденных (положительный опыт работы ГУИН Минюста России по Нижегородской области). Сб. мат. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. – 56 с.
20 Федосеева Ж. Некоторые аспекты социальной реабилитации осужденных // Ведомости УИС. – 2004. - № 1. – С. 13 – 15.
Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.
Механизм десоциализации
Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.
Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.
Путь исправления
К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.
Использование термина
Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.
В педагогике ресоциализация - это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды Цель, которую преследует ресоциализация, - это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.
«Ресоциализация осужденных» - это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.
Кем осуществляется ресоциализация?
Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в При этом ресоциализация - это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:
Воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;
Исправительно-трудовые колонии;
Основная задача, которую призваны решать данные - и исправление осужденных, то есть ресоциализация.
Острота проблемы
Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.
Таким людям нужна не только Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.
Работа по ресоциализации
Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.
Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.
Заключение
В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.
Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.
Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовноисполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).
Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциализирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, - семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации - в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.
Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия - прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из
мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.
Все более актуальным для России становится вопрос о судьбе осужденных, среди которых большинство составляют трудоспособные лица мужского пола. Довольно трудно решить, как можно их исправить, вернуть в общество гражданами, ведущими социально приемлемую форму жизнедеятельности либо хотя бы использовать в социально полезных целях.
Бесспорно положение о том, что трудовая адаптация является частью социальной, общей адаптации. Выделяя несколько видов адаптаций: адаптацию к макросреде, адаптацию к микросреде, адаптацию к самому себе (внутриличностная адаптация, достижение необходимого единства внутреннего духовного мира и внешнего поведения личности), Е.В. Кулебякин утверждает, что процесс адаптации является частью более объемного процесса ресоциализации .
Сходной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова, которая отмечает, что социальная адаптация должна рассматриваться как элемент ресоциализации. По ее мнению, в процессе ресоциализации осужденные испытывают адаптации различного уровня: адаптацию к бытовым условиям в исправительном учреждении; адаптацию к труду, к режиму, к социально приемлемому образу жизни при подготовке к освобождению, адаптацию к условиям свободы и т.д. Она предлагает рассматривать ресоциализацию осужденных как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения противоправных деяний .
М.И. Коваль придерживается мнения, что адаптация осужденных является разновидностью ресоциализации, и различаются они только по объему . В.М. Трубников, положивший начало комплексным исследованиям ресоциализационных процессов осужденных, говорит о том, что в общем процессе ресоциализация выступает в качестве способа адаптации . Другие авторы утверждают, что социальная адаптация является более широким понятием, чем ресоциализация .
Таким образом, наблюдается довольно пестрая картина разногласий и разночтений. Для уяснения вопроса о соотношении понятий «адаптации» и «ресоциализации» обратимся к их понятиям. Если адаптация понимается однозначно - как приспособление к тем или иным новым условиям среды, которое происходит в течение определенного ограниченного промежутка времени, то под ресоциализацией понимают самые различные явления и процессы. Например, тот же В.М. Трубников под ресоциализацией в широком смысле понимает «процесс исправления и перевоспитания судимых лиц», а в узком смысле «социальный процесс в постпенитенциарный период, когда происходят качественные изменения личности, перестройка взглядов, представлений, мотивационной сферы поведения и т.д., находящие свое выражение в правопослушном поведении» .
Из предложенной В.М. Трубниковым схемы ресоциализации вытекает некая циклическая конструкция процесса ресоциализации. Можно говорить о начале нового цикла, если десоциализационный процесс прерывается процессом новой адаптации, являющимся, по сути, первым этапом ресоциализации. Данный подход не вызывает удивления, так как в криминологической литературе процесс ресоциализации часто называют социальной адаптацией .
Более определенно высказывается Ю.В. Жулева. Она впервые обратила внимание на то, что ресоциализация может рассматриваться как возобновленная социализация, как этап социализации личности, которая в силу объективных или субъективных причин утратила позитивные связи и отношения в обществе; то есть задачей ресоциализации является создание условий для дальнейшей социализации индивида. Далее Ю.В. Жулева пишет, что процесс ресоциализации включает и процесс социальной адаптации, соответственно круг субъектов первого процесса намного шире .
Таким образом, возникает третье понятие - понятие «реабилитации», которое столь же активно участвует в общей путанице понятий . Приходится уточнять, что реабилитация есть «восстановление в правах, восстановление доброго имени и репутации», а социальная адаптация - есть «процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде». Остается определиться лишь с процессом ресоциализации.
Более перспективным для уяснения сути процесса ресоциализации представляется разделение ее на определенные этапы, стадии. Именно подобный подход присущ новейшим исследованиям проблематики. Так, М.С. Рыбак выделяет пять стадий ресоциализации осужденного: 1) установления принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; 2) создания условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой; 3) исправления осужденного как средства его ресоциализации; 4) воспитательной работы с осужденным как средства ресоциализации; 5) социальной адаптации лишенного свободы. Но данная система стадий может быть подвергнуты критике по критериям подразделения единого, целостного процесса; опасения вызывает также чрезвычайная сложность схемы. Более простым представляется схема этапов, предложенная Е.Г. Багреевой. Она пишет, что «процесс ресоциализации состоит как бы из двух этапов: а) разрушения итогов социализации в субкультуре мест лишения свободы и переориентирования основных личностных компонентов - десоциализации; б) адаптации и вторичной социализации в обществе - ресоциализации» .
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что в процессе ресоциализации имеется два типа процесса: а) происходящие в исправительных учреждениях; б) происходящие вне исправительных учреждений. Соответственно, подобная градация возможна и по отношению к процессам адаптации и реабилитации. Рассмотрим их подробнее.
Когда Е.Г. Багреева констатирует факт необходимости и обязательности адаптации, социализации в условиях мест лишения свободы, она в качестве аргумента приводит необходимость простого физиологического выживания осужденного в чужой субкультуре. В принципе она права - в местах лишения свободы и за их пределами существуют две разные культуры . Сообщество осужденных живет по так называемым «понятиям», и кардинально поменять что-либо в данной сфере до сих пор не удавалось. Напрашивается вывод о том, что создание любых центров внутри исправительных учреждений не может способствовать эффективной адаптации осужденных к условиям свободного общества, их ресоциализации.
С данной точки зрения становится более ясным и структура ресоциализационных процессов, их сущность. Можно утверждать, что процесс возврата осужденного к нормальной жизнедеятельности в рамках общества есть процесс нового культурного вживания в нее. Данный процесс разворачивается по аналогии с процессами межкультурной коммуникации. Крупнейший специалист по межкультурной коммуникации М. Беннет, разработавший модель освоения чужой культуры, пишет о том, что освоение нового включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, признания, адаптации и интеграции . То есть, при попадании в измененную среду любой индивид вначале пытается отрицать ее. При понимании нецелесообразности дальнейшего отрицания приходит стратегия защиты, при получении эффективных результатов защиты - наступает некая стадия эйфории от победы. Индивид начинает умалять, принижать качества нового, но после прохождения определенного времени начинает признавать факторы нового, их самостоятельность и право на функционирование вне зависимости от его ожиданий либо действий. При переходе в практическую плоскость данные процессы требуют временной интервал для привыкания к ним, что и понимается как адаптация. Лишь после этого возможна интеграция в новые условия жизни, в новую культуру.
Таким образом, можно наблюдать вначале процесс общей адаптации к новым условиям, новой культуре, но впоследствии просматривается вторая волна адаптационных процессов. Если первое спровоцировано обвальным изменением условий жизнедеятельности, то второе - изменениями в сознании самого индивида, оказавшегося в новых условиях.
Можно утверждать, что ресоциализация, в том числе и осужденных, есть лишь возобновленный процесс социализации, присущей индивиду с рождения. На определенных этапах жизнедеятельности возникают проблемы адаптации к новым условиям, сильно отличающимся от начальных. При осуждении подобные условия возникают в самом начале - при попадании в места лишения свободы, и в конце - при освобождении из мест лишения свободы. При этом вначале запускаются механизмы почти инстинктивной, психофизиологической адаптации, приводящие к выработке тех или иных защитных механизмов. Если они не выработаны - осужденный либо освобожденный деградирует; если выработаны - начинает осваивать новую среду - будь то среда мест лишения свободы либо среда общества. И в определенный момент достигает в этом успехов - вживается в криминальную субкультуру мест лишения свободы либо в общество, начинает смотреть на новые условия, как устаревшие, принижать их. Данное отношение распространяется на всех, кто находится с ним рядом - среда становится конфликтной. Условия резко осложняются - становится необходимой новая адаптация, но уже сознательная. Именно она связана с выработкой иного отношения к окружающему, принятием новых норм, но она же связана с наименее познанными процессами индивидуализации .
В указанном аспекте вполне приемлемыми формами организации ресоциализационного процесса могут оказаться федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы и организации иных организационно-правовых форм, о которых говорится в вышеуказанном законе. Требованием к ним может стать лишь их нахождение вне пределов исправительных учреждений и соблюдение требований концепции ресоциализации. Данное требование вполне стыкуется и с новыми зарубежными веяниями, где все более склоняются к мнению о необходимости градации контингента осужденных на две основные группы - «предположительно исправимых» и «предположительно неисправимых».
Вполне очевидно лишь одно - результатом процесса, будь он адаптационным, либо ресоциализационным, должно быть становление из осужденного законопослушного гражданина. Механизм данного процесса и его понимание могут укоротить путь к этому результату, цели.
Итоговым выводом может явиться вывод о том, что процессы социализации и ресоциализации присущи осужденным в той же мере, что и остальным гражданам, и они более длительны и объемны по отношению к процессам адаптации. Процессы адаптации возникают в определенные моменты как процессы приспособления к меняющейся среде. В отличие от них процессы социализации и ресоциализации подразумевают беспрерывный процесс освоения культурных ценностей, норм и достижений. Он может развиваться и в обратном направлении - направлении отказа от них, тогда можно говорить о десоциализации либо отсутствии ресоциализации.
Современная отечественная пенитенциарная система испытывает сегодня серьёзный кризис, о чём свидетельствует увеличение числа коллективных протестных акций осуждённых, большая часть из которых происходит в ненасильственной форме.
Между тем отбывание наказания осуждёнными в условиях исправительного учреждения является ведущим фактором, оказывающим влияние на их дальнейшую жизнь.
Именно поэтому проблема ресоциализации осуждённых стоит сегодня особо остро.
Что такое ресоциализация осуждённых?
Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.
То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:
- обучение осуждённых;
- трудовую деятельность;
- занятия спортом;
- приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.
Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них .
Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.
В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.
Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.
В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).
Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.
Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.
Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:
При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.
Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.
Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.
Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.
Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.
При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.
Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.
Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.
Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.
Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.
Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:
- исполнение наказания;
- ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.
Ресоциализация включает в себя:
- профилактику;
- коррекцию;
- восстановление.
Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.
Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.
Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.
При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.
Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.
Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:
- жизнь;
- достойное существование;
- получение образование;
- труд и пр.
Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений . С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.
Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.
К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.
Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.
К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.
Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.
Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:
- закон о социальной адаптации осуждённых;
- правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
- ответственность местных органов власти.
Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока .
Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.
Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.
В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.
Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:
- психопрофилактику;
- психокоррекцию;
- психотерапию в кризисных и критических ситуациях.
Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:
- раскаяние;
- осознание вины, очищение;
- выработка социального иммунитета.
Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.
Это система мер, направленная на сохранение и восстановление здоровья осуждённого, не только физического, но также духовного, социального и психологического. Каждый заключённый нуждается в медицинской ресоциализации.
Криминогенная среда включает в себя множество умственно отсталых людей, невротиков, асоциальных психопатов, алкоголиков, наркоманов, лиц с последствиями черепно-мозговых травм. Многие из них нуждаются не только в поддержке специалиста, но и в психиатрическом лечении.
Любые модели медицинской ресоциализации должны строится на базе комплексной диагностики (этимологической, симптоматической и др.).
И только исходя из результатов комплексной диагностики можно предлагать модели ресоциализации («профилактику», «коррекцию», «реабилитацию», «диагностику», «восстановление», «развитие») либо их комплекс.
Каждая модель несёт определённое содержание, включает свои формы и методы работы, круг заинтересованных и компетентных участников и ориентирована на конкретные результаты.
Наиболее эффективной считается комплексная модель ресоциализации осуждённых, реализуемая в условиях межведомственного взаимодействия.
Несовершеннолетние осуждённые нуждаются в помощи; и это необходимо не только для них самих, но также и всему обществу, чтобы в конечном итоге снизить рецидив преступлений.
Процесс ресоциализации осуждённых подростков проходит в 2 этапа:
- пенитенциарный;
- постпенитенциарный.
Основными исправительными мерами воздействия в отношении осуждённых несовершеннолетних лиц являются:
- образование;
- воспитательная работа;
- общественно-полезный труд;
- поддержание социально полезных связей.
Поддержание социальных связей с родственниками – один из из ключевых элементов процесса ресоциализации несовершеннолетних; ведь большинство из них до осуждения жили в неблагополучных, неполных семьях, детских домах и интернатах.
Соцработнику колонии необходимо акцентировать внимание на процессе подготовки семьи к возвращению подростка из колонии.
Второй важнейшей задачей процесса ресоциализации подростков после освобождения из воспитательных колоний является создание программ по определению их профессиональной деятельности, обеспечению бесплатного жилья в общежитиях и предоставлению иных социальных гарантий.
Итак, ресоциализация осуждённых в исправительном учреждении имеет свою специфику и носит по большей части социально-психологический характер.